Торговля памятью: «бесплатная» медаль обошлась волгоградке в 1300 рублей
16.12.2019 10:50
В год 75-летия Великой Победы государством запланировано огромное количество мероприятий и памятных акций. Но не остались в стороне и те, кто хочет благодаря великой дате получить реальную прибыль.
Важное извещение – такие конверты в последние несколько месяцев в своих почтовых ящиках обнаруживают десятки жителей Волгограда, да и всей страны. Внутри – красочный буклет, в котором говорится: «Бесплатная памятная медаль каждому россиянину». Одна строго в одни руки. Правда, за доставку и упаковку придется заплатить 300 рублей.
Именно такое извещение получила пенсионерка Татьяна Любушкина. Идею вручить каждому россиянину памятную медаль к юбилею Великой Победы дочь фронтовика восприняла с гордостью за страну и воодушевлением. Память о Великой Отечественной в семье Любушкиных свято хранят и передают от поколения к поколению. Поэтому в тот же день женщина позвонила по указанному номеру.
Татьяна Любушкина, жительница Волгограда: «Я думала, что это государство собирается такую акцию провести. Плохо вижу уже, пожилой человек. Не сразу рассмотрела, что к чему, но медаль заказала. Когда заказала, пошел такой разговор, не очень понятный для меня».
Разговор вели представители ООО «Императорский монетный двор». Исходя из листовки, именно эта негосударственная компания инициировала акцию. Татьяне Хаджимагомедовне объявили: да, медаль готовы выслать прямо сейчас. Впрочем, зачем вам бесплатная? Вежливый голос стал настойчиво предлагать другой товар – получше и с дополнениями.
Татьяна Любушкина, жительница Волгограда: «Вот эта медаль, которая будет именная, будет принадлежать моей семье. Там будет какой-то номер именной, и она будет покрыта позолотой. Будет память долгая об этой дате. Я заказала, и она должна была прийти за 999 рублей».
Заплатить пенсионерке в итоге пришлось 1300 рублей. Схема ценообразования на так называемые бесплатные медали заслуживает отдельного внимания.
Форма заявки весьма простая: имя, фамилия, адрес электронной почты. И вот уже нам готовы выслать медаль, но тут же предложение заказать ее с позолотой, личным номером, специальным альбомом и календарем. Причем ярким зеленым цветом подсвечена кнопка именно расширенного заказа, на еще нескольких страницах нам предлагают другие медали и монеты и даже образ Богоматери за отдельную плату. Но нас интересует только медаль. И вот она – итоговая цена в 999 рублей плюс все те же 300 рублей за доставку.
Именно такую комплектацию на почте выдали нашей волгоградской заказчице. Стоит отметить, медаль на месте, с номером, оформлено все ярко, качественно и красиво. Буклеты буквально кричат о необходимости продолжить собирать коллекцию от этого производителя. Вот только наша героиня этим точно заниматься не планирует.
Татьяна Любушкина, жительница Волгограда: «Это верх цинизма – наживаться на такой дате и пытаться из нее выкачать деньги, чтобы свое благополучие определить получше, не задумываясь о том, каково это будет пожилым людям».
Сам производитель называет свое детище «официальной памятной нумизматической медалью». Правда, ни в нумизматике, ни в фалеристике такого понятия нет. Как нет у данного продукта, по мнению экспертов, никакой реальной коллекционной ценности.
Андрей Чеканов, антиквар: «Я не вижу на этой настольной медали, так будет правильно ее назвать, никакого клейма – ни Московского монетного двора, ни Санкт-Петербургского монетного двора. На каком монетном дворе она сделана, я даже не могу предположить. Скорее всего, никакой нумизматической или антикварной ценности впоследствии у этой настольной медали не будет».
Впрочем, какие могут быть претензии, если товар заявленным характеристикам соответствует. Это подтверждает и инициированное нами исследование в ювелирной мастерской.
Алексей Бах, ювелир: «Как и указанно в сертификате, медно-никелевый сплав. Покрыта золотом – золото 24-каратное. Соответственно, это в нашей метрической системе 999 проба. Покрытие мы проверяли реактивом, сама проба соответствует заявленной, но покрытия тонкий очень слой. Сама монета медно-никелевая рублей 50 плюс покрытие – еще 50–100 рублей максимум».
Остается только догадываться, какую огромную выгоду на символах Победы, при минимуме затрат, получают организаторы всероссийской акции. Деятельностью компании заинтересовались и региональные антимонопольщики, но нарушений закона не выявили.
Ирина Никуйко, заместитель руководителя УФАС России по Волгоградской области:
«Сфера производства сувенирной продукции, в том числе связанной с какими-то памятными датами, в том числе, и с Днем Победы – это сфера негосударственной монополии. Частный бизнес может там участвовать. Пока в той рекламе, минутном ролике телевизионном, мы не увидели нарушений, но граждане нам, конечно, могут писать заявления, и мы рассмотрим более подробно распространение той печатной рекламной продукции».
И пусть прямых нарушений нет, есть разочарование и потраченные деньги. И чувство, что тебя провели, хотя бы потому, что под видом общегосударственного проекта действует коммерческая компания. Волгоградские маркетологи связывают ажиотаж с получением таких медалей сразу с несколькими факторами. В том числе, с мощной и порой агрессивной рекламой.
Вячеслав Черепахин, руководитель медиагруппы: «Ребята, конечно, замаскировались под какую-то государственную историю. Тут символика, которую государство использует. Но они на самом деле используют супертехнологии маркетинга. Вот на них нужно учиться, только так не делать. А делать то, что приносит пользу».
Чтобы отыскать корни маркетинга, имея под рукой интернет, много времени не потребуется. ООО «Императорский монетный двор» стал правопреемником ликвидированной фирмы «Народная казна». Ее руководителем, в свою очередь, был человек, который сегодня возглавляет другую компанию с названием, созвучным одному из старейших американских журналов. Эта компания запомнилась жителям страны тем, что на рубеже нулевых рассылала конверты с ключами от автомобилей и чеками на миллионы рублей. Вот только материализоваться такие подарки могли лишь в случае покупки дорогостоящих товаров из каталога, причем неоднократной. Времена проходят, а методы работы остаются.
Вячеслав Черепахин, руководитель медиагруппы: «Нормы этики должны соблюдать вообще все, не только бизнес. И вот данный кейс, несмотря на то, что он такой технологичный, несмотря на то, что он достаточно качественный, в том числе, и с точки зрения маркетинга, мне он кажется дискредитирующим вообще саму идею маркетинга и рекламы».
Еще один важный фактор появления и востребованности подобных услуг – желание россиян быть сопричастными к общей Победе и истории своей великой страны. Общественники и эксперты уверены, что именно государству необходимо достойно ответить на этот мощный запрос.
Борис Усик, почетный житель города-героя Волгограда: «То, что к этому святому делу появилось много «помощников», желающих на этом получить прибыль, деньги и так далее, конечно, очень обидно. Я думаю, что без административного ресурса и без участия администрации области, администрации городов, поселков и районов наших эта акция свернута до обычного торгового дела».
Спекулировать или нет на чувствах россиян для успешной торговли, это осознанный выбор каждой компании. Так же, как выбор граждан – вступать ли с ними в сделку. Пока же по стране летят посылки, в которых каждый адресат найдет то, что обещало стать символом народной памяти, а оказалось...
|
|
|
|
Комментариев:
0