В стандартном режиме функционирования воспламенение топливно-воздушной смеси происходит в цилиндре, когда поршень практически достигает, так называемой, верхней мертвой точки. Энергия взрыва толкает его вниз к нижней мертвой точке, а маховик возвращает в обратном направлении. Когда нормальный процесс нарушается, то врыв смеси происходит намного раньше, чем поршень достигнет ВМТ.
Получается, что одна сила толкает его вверх, а другая – давит вниз. В момент их встречи происходит детонация, вызывающая колоссальные разрушающие нагрузки, которые способны погубить не только поршень и цилиндр, но и саму силовую установку.
Основные причины детонации в двигателе, как правило, раскладывают по трем группам: топливо, конструктивные особенности мотора и условия его эксплуатации. Следует также оговориться, что нежелательный процесс, теоретически, делят на «допустимый» и «недопустимый». С последним вариантом всё ясно, а первый из них иногда возникает в краткосрочном периоде на агрегатах большой мощности, но относительно маленького объема.
Коротко о важном
Когда говорят о топливе, как одной из вероятных причин детонации, то имеют в виду его качество, а конкретно – несоответствие реального октанового числа требуемым характеристикам. Грубо говоря, вам нужен 95-бензин, а в действительности он оказывается 92-м или еще ниже. В конечном итоге нагар, образовавшийся в камере сгорания, самопроизвольно воспламеняется.
Есть потенциально «опасные конструкции» ДВС, к которым, в частности, относятся варианты с наддувом и высокими степенями сжатия. Они весьма критично относятся к качеству топлива, поэтому вероятность детонации возрастает.
Что непосредственно касается ошибок в эксплуатации, то наиболее распространенной из них является движение на низких скоростях при включенной повышенной передаче. Скажем, не стоит взбираться в гору на четвертой передаче. Перейдите на вторую или даже на первую. По ситуации.
Еще один проблемный момент связан с искусственным приготовлением обедненных смесей. Уменьшить «лошадке аппетит» хотят многие, но тогда не надо ее нагружать «до упора».