Читать RSS-ленту VOLGOGRAD-TRV.RU   Читать VOLGOGRAD-TRV.RU в Facebook   Читать VOLGOGRAD-TRV.RU в ВКОНТАКТЕ   Читать VOLGOGRAD-TRV.RU в ОДНОКЛАССНИКАХ   Смотреть VOLGOGRAD-TRV.RU на YouTube   Читать VOLGOGRAD-TRV.RU на Яндекс.Новостях   Смотреть VOLGOGRAD-TRV.RU в Instagram   Смотреть VOLGOGRAD-TRV.RU в Яндекс Эфир   Читать VOLGOGRAD-TRV.RU в Telegram
На главную
Календарь   Календарь   Календарь вторник , 19 октября 2021 г.



пнвтсрчтптсбвс
    1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Погода
Пасмурно, без осадков9 ... 11 °С
ветер З,
4 - 6 м/c
Слушать online радио "Волгоград 24"

Слушать online "Радио России. Волгоград"

Проект «Область: работа на результат»

Вместе победим COVID-19

«Одна на всех»

Бессмертный телеполк

Проект «Стратегия комфорта»

«Зачислен в Бессмертный полк»

Реклама на теле- и радиоканалах "Волгоград-ТРВ"

Специальный проект «Волгоградская область. Задача побеждать»


Культура

ОбществоЭкономика КультураПроисшествияСпорт

Музей-панорама хранит личные вещи фронтового оператора Валентина Орлянкина

24.01.2013 20:00Видеовидео

Многое из того, что сегодня людям известно о войне, - заслуга фронтовых кинооператоров. В то время, когда немецко-фашистские войска уже вплотную подошли к сталинградскому рубежу, в город на Волге была отправлена целая группа операторов, которой предстояло вместе с жителями и оборонявшими город Сталина красноармейцами пережить, а вместе с тем и снять весь ужас войны. Буквально поминутно все 200 дней и ночей кинооператоры фиксировали на пленку события начала коренного перелома. Сегодня в музее-панораме хранятся личные вещи оператора Валентина Орлянкина – его фотографии и письма жене из осажденного Сталинграда.
В каждом кадре – жизнь и смерть. Главный объект съемок – советский солдат: его бой, его победа, его мысли, чувства, поступки, его быт, отдых – его жизнь.
В Сталинграде в съемках уличных боев, от которых оператор был на расстоянии крупного плана, или, как было принято говорить, в метре от войны, рождался настоящий боевой кинорепортаж – это был подлинный документ, показывающий и раскрывающий образ советского солдата на войне.
Там, где работала артиллерия, обороняла рубежи пехота и шла в атаку бронетехника – на шаг впереди, на переднем крае всегда находились кинооператоры. Точных данных о количестве операторов, принимавших участие в съемках фронтовых будней Сталинграда, сегодня, пожалуй, никто и не скажет. Приблизительно их было пятнадцать. За время Сталинградской битвы каждый второй кинооператор был тяжело ранен, каждый четвертый убит. Валентин Орлянкин – один из самых известных авторов кинохроники, который, к счастью, смог пройти всю войну. Сегодня в архивных фондах сохранились два письма, которые оператор адресовал своей супруге.
Лидия Кожокарь, старший научный сотрудник отдела хранения музейных фондов музея-панорамы «Сталинградская битва»: «У нас есть письмо, датируемое 24 августа 1942 года, в котором он описывает события предыдущего дня, 23 августа (день варварской бомбардировки Сталинграда). «Я показал зверства и варварство этих шакалов. Я показал, что беззащитные женщины и старики, оставаясь без крова, проклинают Гитлера. Я снял пожары, бедствия мирного населения от бомбежки».
Валентин Орлянкин попал в Сталинград в конце августа, когда немцы вероломно шли в наступление. Всю тяжесть обороны Красной Армии он максимально старался отобразить в кинохронике.
Лидия Кожокарь, старший научный сотрудник отдела хранения музейных фондов музея-панорамы «Сталинградская битва»: «Вместе с письмами у нас есть в фондах интересная фотография самого кинооператора. Это как раз фото того момента, когда он прибыл в Сталинград летом 1942 года».
Находясь все шесть месяцев в осажденном городе, он побывал практически во всех полках и дивизиях. Снимал прославленного снайпера Зайцев, три дня пробирался к неприступному для фашистов Дому Павлова.
Лидия Кожокарь, старший научный сотрудник отдела хранения музейных фондов музея-панорамы «Сталинградская битва»: «Он был тяжело ранен под Сталинградом, снимая танковую атаку. Как раз об этом событии он рассказывает в следующем письме жене Александре Степановне. «Милочка, за декабрь у меня произошло много событий… Я счастлив, что оставлю для истории кинодокументы большой силы. По мне уже стреляли и снайперы, когда снимал захват одного дома, меня прижимал к земле пулеметчик, когда снимал героев волжской переправы».
От них требовалась особая выдержка, хладнокровие и смелость. Фронтовой оператор не стрелял без необходимости и не бросал гранату, оборонялся и шел в атаку с камерой в руке. Еще и со скрипкой, которую подарили Валентину Орлянкину прямо под Новый год – 31 декабря 1942 года бойцы 13-й гвардейской дивизии.
Лидия Кожокарь, старший научный сотрудник отдела хранения музейных фондов музея-панорамы «Сталинградская битва»: «Лейтенант обратился к Орлянкину: «Стой, оператор, возьми трофей». И протянул ему футляр со скрипкой. «Ты – человек искусства, пригодится. А тут она у нас пропадет». И так Орлянкин пронес эту скрипку, которая экспонируется у нас, через все трудные годы войны».
На основе съемок фронтовых операторов, которые во время сталинградского сражения сняли 35 тысяч метров пленки, в начале 1943 года был смонтирован фильм «Сталинград», подробно рассказавший об этапах этого крупнейшего в истории сражения. В съемках обороны Сталинграда были найдены и разработаны те новые приемы военного кинорепортажа, которые впоследствии широко применялись на всех фронтах и особенно на заключительном этапе Великой Отечественной войны - штурме городов в Восточной Пруссии и самого Берлина.



Комментариев: 0