Читать VOLGOGRAD-TRV.RU в Твиттере   Читать RSS-ленту VOLGOGRAD-TRV.RU   Читать VOLGOGRAD-TRV.RU в Facebook   Читать VOLGOGRAD-TRV.RU в ВКОНТАКТЕ   Читать VOLGOGRAD-TRV.RU в ОДНОКЛАССНИКАХ   Смотреть VOLGOGRAD-TRV.RU на YouTube   Читать VOLGOGRAD-TRV.RU на Яндекс.Новостях   Смотреть VOLGOGRAD-TRV.RU в Instagram
На главную
Календарь   Календарь   Календарь четверг , 13 декабря 2018 г.



пнвтсрчтптсбвс
     1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
      
Погода
Пасмурно, без осадков0 ... -2 °С
ветер С-В,
1 - 3 м/c
Слушать online радио "Волгоград 24"

Слушать online "Радио России. Волгоград"

Реклама на теле- и радиоканалах "Волгоград-ТРВ"

Специальный проект «Волгоградская область. Задача побеждать»



Ностальгия: 60 лет Волгоградскому телевидению


Культура

ОбществоЭкономика КультураПроисшествияСпорт

Людмила Гаврилюк: иногда нужно делать сказку

19.12.2012 12:00

Крохотное зёрнышко добра поселилось в сердце маленькой девочки, появившейся на свет в Сталинграде в конце 30-х годов. И потом на всём протяжении её жизненного пути, чем бы она ни занималась – подкармливала пленных немцев, играла в студенческих спектаклях, снимала фильмы или растила детей и внуков – оно росло, постепенно набирая силы, и превращалось в нечто большое, светлое, тёплое, имя которому – доброта. Именно она помогает моей собеседнице, ветерану Волгоградского телевидения Людмиле Михайловне Гаврилюк сохранять молодой задор, любознательность и открытость души. Накануне её 75-летнего юбилея я побывала у неё в гостях, вновь поверила в сказку и, не отрываясь, любовалась огоньком её красивых глаз. «И как ей это только удаётся?»,- подумала я. Секрет раскрывался на протяжении всего интервью. Его я и предлагаю вашему вниманию.

– Людмила Михайловна, мы сами строим своё счастье, но родители тоже влияют на нашу судьбу. Какую роль они сыграли в вашей жизни?
– У меня были потрясающие родители. Сейчас, видите, нас из квартиры книги вытесняют, и это было с детства. Папа работал начальником Сталинградского областного управления Государственных сберегательных касс СССР, а мама занималась детьми, которых было трое. Считаю, что большинство из моих успехов – это заслуга родителей. Отец – невероятно добрый, интеллигентный человек, а мама вообще святая, по-моему.
– Вы дитя Сталинграда. Как эхо войны отразилось на вашей семье?
– Погибло очень много близких родственников. Папа оставался в Сталинграде, а мы эвакуировались в город Петровск Саратовской области, причём эвакуировались в последнюю очередь. А вернулись мы в родной город сразу после освобождения. Папа встретил нас на лошади. Таял снег, города практически не было, по обочинам лежали погибшие солдаты. Сначала мы жили в папином учреждении, а потом в доме, который строили военнопленные немцы. Мама часто подкармливала их, а они показывали нам фотографии своих жён и детей, выпиливали деревянные игрушки и играли на губной гармошке. Впоследствии я много снимала фильмов о войне. Мне кажется, что некая частица добра, сохранившаяся в людях, помогла нашей стране выжить и подняться.
– В ГТРК «Волгоград-ТРВ» вас многие знают и помнят, ведь вы проработали на телевидении более 40 лет. Как вам удалось попасть в эту «чудесную страну»?
– Я училась в педагогическом институте и участвовала в студенческих спектаклях. Телевидение в Сталинграде только стало создаваться, требовались ведущие. Меня заметили и пригласили вести программы, а потом после окончания вуза я пошла работать на телевидение и задержалась там на долго.
– Вас приняли в штат на должность помощника режиссёра и постепенно вы стали главным редактором главной редакции художественного вещания комитета по телевидению и радиовещанию Волгоградского облисполкома. Назовите своих учителей, благодаря которым вы стали профессионалом?
– У меня были замечательные учителя. Среди них главный режиссёр Геннадий Васильев, создавший при студии телевизионный театр, где преподавали настоящие профессионалы. Целая плеяда вгиковцев (выпускников Всесоюзного института кинематографии) – режиссёры Анастасия Осокина и Виктор Магатаев, операторы Виктор Краснов, Вячеслав Кулик-Павский, Виктор Ильинец и другие учили нас мастерству. А заслуженная артистка РСФСР Евгения Евгенева обучала технике речи. Это была отличная школа. В числе первых моих учителей Юлия Слепцова – она была первым моим старшим редактором. Несмотря на свою молодость, она относилась к нам по-матерински – очень лояльно, участливо. Нас не ругали и не наказывали, а помогали.
– Людмила Михайловна, как мне известно, впоследствии ваши работы получили высокую оценку не только на областном уровне, но и на Центральном телевидении.
– Да, раз в квартал все студии Советского Союза делали часовые программы для Центрального телевидения. Каждую передачу принимала специальная комиссия. На нашей студии телевидения за эти программы отвечала я и нередко была автором многих из них («Есть такой парень», «От Сталинграда до Берлина» и другие). Мне помогали режиссёры Геннадий Оксин и Алексей Басов. В Москве нас очень любили и корректно учили. Спустя время меня и Алексея пригласили на освещение Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который проходил в Москве. В дальнейшем мы стали получать с Центрального телевидения положительные рецензии на свои передачи.
– Смотрю на вас, и кажется, что вы ранимый и впечатлительный человек. На телевидении таким людям непросто работать. Как боролись со своими слабостями?
– Сначала очень много плакала. Директор Сталинградской студии телевидения Александр Иванович Ширяев вызывал меня к себе в кабинет и говорил: «С таким характером надо в библиотеке работать». Никакого тщеславия у меня не было, восторг от того, что ты делаешь, - вот что было главное. А ещё мне везло на замечательных ребят, с которыми довелось работать одной командой. Нас не нужно было подгонять, мы трудились взахлёб. Старались идти впереди паровоза, придумывали что-то новое, проводили телемосты с молодёжными редакциями союзных республик. Я никогда не думала о получении той или иной должности, карьерный рост как-то сам собой получался.
– Идеология того или иного времени, безусловно, влияет на работу журналиста. Благодаря чему вы не потеряли своё и сохранили индивидуальность?
– Когда я работала в молодёжной редакции, мы делали программы с чабанами, сталеварами, рабочими, врачами, актёрами. Это было невероятно интересно. Жажда постоянного узнавания преклоняла перед знанием, любая тема была интересной. В общественно-политической редакции некоторые сотрудники не выдерживали и ломались. Жизнь – это одно, а идеология требовала другое. У нас же в молодёжке было больше свободы, и мы собирали много зрителей. Например, когда мы делали конкурсные программы, публика полностью заполняла зал Дворца спорта.
– Но ведь эта свобода была относительной. Случались ли разногласия с условностями советского времени?
– Всё бывало. Вот один из таких случаев. Мы дружили с молодёжными редакциями других городов. Конечно, ленинградцы были впереди планеты всей. В конце 70-х в моду входили дискотеки, которые они строили по принципу алфавита. По нашей просьбе коллеги прислали видеозапись с ведущим Михаилом Боярским, и мы выдали её в эфир. В этой программе всё вращалось вокруг буквы «Б» и ансамбля Boney M. На следующий день меня вызвал заместитель председателя комитета по телевидению и радиовещанию Юрий Митрофанович Савельев. Кроме него в кабинете присутствовали первый секретарь обкома ВЛКСМ и председатель КГБ по Волгоградской области. Они решили выяснить, какую антисоветчину мы показываем, и решили посмотреть видеозапись. В молодёжной редакции (на тот момент я была старшим редактором) все ждали меня с большим напряжением, но, к счастью, дело закончилось миром.
– Выходит, фортуна постоянно одаривала вас своей улыбкой.
– Когда я вспоминаю о прожитых годах, то прихожу к выводу, что нам невероятно повезло в том, что мы «шестидесятники», что мне и моим сверстникам пришлось работать в период хрущёвской «оттепели». Везло мне и на руководителей. Не могу не вспомнить Юрия Савельева, Геннадия Ермоленко, Игоря Тузикова. Во время серьёзных реформ в телерадиокомпанию пришёл Асланбек Темботович Керашев. Благодаря ему я сняла фильм «Никогда не идите войной на Россию» о праправнуке Отто фон Бисмарка – графе Генрихе фон Айнзидель, «Свет. Жизнь. Любовь», «Сталинград. Хроника Победы». Он не вмешивался в съёмочный процесс и доверял нам, а это вдохновляло ещё больше, и мы старались. Благодаря этому не теряли себя, а стремились внести в своё творчество какую-то изюминку – того, чего не было в других фильмах.
– А когда вы приступили к созданию первых документальных лент?
– Когда я была редактором художественного вещания. Мне пришлось делать фильмы по заказу киноредакции. Потом меня пригласили в фильмопроизводство, правда, ненадолго, так как со временем редакции стали сокращать, наступали перемены. По-моему, к документальному кино надо подходить уже повзрослевшим человеком, чтобы уметь перешагнуть от личной драмы к публичной.
– Вы работали над фильмами о великих полководцах – «Георгий Жуков» и «Константин Рокоссовский». Наверное, во время съёмок случались трогательные, пронзительные моменты, открытия?
– Конечно. Например, никогда не забуду съёмки фильма о маршале Константине Рокоссовском. Я совершенно случайно узнала, что у него была настоящая любовь к фронтовому врачу. Рокоссовский не скрывал, что не расстанется со своей прежней семьёй, которая также не отказалась от него, когда до войны он был репрессирован и сидел в Бутырках. Когда у него родилась внебрачная дочь Надежда, маршал дал ей свою фамилию и в дальнейшем помогал ей. Во время съёмок фильма о Рокоссовском она призналась мне, что всегда мечтала познакомиться с семьёй отца, где эта тема была под запретом. Я решилась на почти невозможное и с помощью бывшего водителя маршала уговорила внука Константина Константиновича Рокоссовского на такую встречу. Съёмка, как и встреча, состоялись на Красной площади, у плиты, под которой покоился прах полководца. Впоследствии они подружились – это был такой бальзам на мою душу!
– В процессе своей работы на телевидении вам посчастливилось познакомиться со многими известными людьми. Расскажите об одной из памятных встреч.
– Громадное впечатление осталось от встреч с писателем Юрием Бондаревым. Последний раз мы виделись с ним, когда снимали фильм «Сталинград. Хроника Победы». В киноленту вошло лишь 30 секунд, а мы беседовали с ними на даче в Подмосковье часа два. Ему 80 с лишним лет, участник Сталинградской битвы, но он сохранил в себе столько мальчишеского! Большую часть времени Юрий Васильевич с упоением рассказывал о страстной любви к голубям. Несмотря на свой возраст, он сохранил романтику в душе, подобно героям Джека Лондона, на которых он воспитывался в детстве.
– ГТРК «Волгоград-ТРВ» готовит несколько проектов к 70-летию Победы в Сталинградской битве. В одном из них – «Мой Сталинград» - вы принимали участие. Как профессионал, дайте оценку этому, на мой взгляд, актуальному циклу передач.
– Я считаю, что этот проект достоин большой награды, очень тонкий и своевременный. Может быть, нужно делать своеобразный мостик в сегодняшний день, когда есть, что сказать, даже если больно. Волгоград всегда был чистым, сверкающим, ярким, умытым. Почему он стал таким захолустным? Мне грустно от этого. Нужно замечать подобные моменты, это будет ещё один плюс для проекта.
– Через несколько дней вам исполнится 75, а глаза горят, как у юной. Подскажите, как сохранить огромное желание любить и творить на долгие годы?
– День рождения у меня 18 декабря, а через несколько дней, как говорят, конец света, но я его совсем не ожидаю. Мне кажется, что, наоборот, после этой мистической даты 21 декабря увеличится число добрых, красивых, искренних, государственных людей. Я верю в это, потому что у меня подрастают внук Демьян (12 лет) и внучка Василиса (ей 1 годик), настоящая принцесса, балерина. Пройдёт время, и около них будут тоже принцы и принцессы по духу, по чести, по совести и по отношению к жизни. Я очень надеюсь на это. Пусть в людях сохранится зёрнышко добра и света. Надо беречь в себе эту гуманность, потому что всегда побеждает истинное, настоящее. Нельзя быть пессимистом.
– Скоро грядёт самый чудесный праздник Новый год. Как вы его отмечаете в своей семье, и что пожелаете нашей телерадиокомпании?
– Со дня моего рождения не было ни одного года, чтобы у нас в доме не было ёлки. Всегда покупалась большая лесная красавица, разница только в украшениях. В послевоенное время мы их изготавливали сами. Сейчас, конечно, можно приобрести самые разные, на свой вкус. Нужно сохранять волшебный дух праздника для своих детей и внуков. У нас до сих пор под ёлкой Дед Мороз кладёт подарки. Я хочу пожелать всем в Новом году счастья, благополучия, процветания, чтобы близкие относились к вам с любовью и пониманием, а ГТРК «Волгоград-ТРВ» пусть сохраняет свою марку одной из лучших региональных телерадиокомпаний. Надо больше дерзать, решаться на такие поступки, которые поначалу могут показаться недосягаемыми. И тогда, как в сказке, всё будет хорошо! /Газета «Эфир»/


Добавить комментарий
Комментариев: 0