Читать VOLGOGRAD-TRV.RU в Твиттере   Читать RSS-ленту VOLGOGRAD-TRV.RU   Читать VOLGOGRAD-TRV.RU в Facebook   Читать VOLGOGRAD-TRV.RU в ВКОНТАКТЕ   Читать VOLGOGRAD-TRV.RU в ОДНОКЛАССНИКАХ   Смотреть VOLGOGRAD-TRV.RU на YouTube   Читать VOLGOGRAD-TRV.RU на Яндекс.Новостях   Смотреть VOLGOGRAD-TRV.RU в Instagram
На главную
Календарь   Календарь   Календарь пятница , 16 ноября 2018 г.



пнвтсрчтптсбвс
   1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
  
Погода
Пасмурно, без осадков0 ... -2 °С
ветер С-В,
5 - 7 м/c
Слушать online радио "Волгоград 24"

Слушать online "Радио России. Волгоград"

Реклама на теле- и радиоканалах "Волгоград-ТРВ"

Специальный проект «Волгоградская область. Задача побеждать»



Ностальгия: 60 лет Волгоградскому телевидению


Культура

ОбществоЭкономика КультураПроисшествияСпорт

ГТРК «Волгоград-ТРВ» готовится к юбилею

07.11.2012 12:20

Годы берут своё… Казалось бы, только-только ушёл в прошлое ХХ век, ещё живы и здравствуют те, кто строил и начинал работать на только что созданном Волгоградском телевидении, а уже в мае следующего 2013 года ГТРК «Волгоград-ТРВ» будет отмечать свой 55-летний юбилей. Причём служба радиовещания отметит свой 80-летний юбилей. И всё это в юбилейном году: в феврале исполнится 70 лет победы советских войск в Сталинградском сражении, а в июне состоится восьмой фестиваль «Вечный огонь», посвящённый этой дате, на котором соберутся журналисты из многих телекомпаний страны и ближнего зарубежья, и расскажут в своих работах о том великом подвиге тысяч известных и безвестных героев.
Сегодняшней публикацией мы начинаем рассказ о времени создания и становления Волгоградского телевидения. Эта публикация подготовлена Верой Гудиной при неоценимой помощи бывшего руководителя телерадиокомитета, главного хранителя музея ГТРК «Волгоград-ТРВ» Алексея Сергеевича Дзюбенко.
Первые передвижные телевизионные станции (ПТС) на базе серийных автобусов направляются паромом за Волгу для съёмок прямого эфира.
Идёт строительство главного корпуса Волгоградского телецентра.
Строительство главной телебашни области прошло в рекордно короткие сроки с высоким качеством всех выполненных работ. Этот эпизод – начальный этап подъёма башни на высоту в 180 метров до верхней площадки, плюс 10 метров – антенны.

Узнать о прошлом было бы трудно, а порой невозможно без старинных вещей. Экспонаты комнаты истории, которая находится в одном из зданий ГТРК «Волгоград-ТРВ», хранят память о становлении Волгоградского телевидения и радио. С ними знакомятся студенты местных вузов, часто музей посещают ветераны телевидения и приглашённые гости.
В 1983 году, в год 25-летнего юбилея Волгоградской студии телевидения, странички её истории нашли своё отражение на стендах, которые располагались в актовом зале, где сейчас трудятся днём и ночью журналисты службы информационных программ телерадиокомпании. Здесь проводились планёрки, собрания, обсуждались программы, а также награждали за заслуги лучших сотрудников студии. Сюда же приглашали известных артистов и космонавтов. Герои этих творческих встреч навсегда останутся в воспоминаниях сотрудников Волгоградской студии телевидения на многочисленных фотографиях. Впоследствии эти и другие стенды украсили длинные коридоры главного корпуса телерадиокомпании.
Комната истории разместилась в здании, где когда-то располагался кинокомплекс, в котором создавали свои фильмы мастера кинопроизводства с момента создания студии телевидения и почти до начала 90-х годов. Таких кинокомплексов при студиях телевидения в СССР было три: в Москве, Ленинграде и в Волгограде. Здесь не только рождались фильмы, созданные местными режиссёрами, но и делали по сто копий исходных фильмов, которые затем отправлялись в другие телестудии необъятного СССР. Для того чтобы произвести всю эту продукцию, приходилось обрабатывать около полутора миллионов метров плёнки в год. Такой объём работы требовал большой самоотдачи сотрудников, которые работали в две смены, а иногда и круглые сутки.
Интересно, что там, где сейчас работают дикторы «Радио России. Волгоград», был зал для просмотра фильмов. А в помещении, где сейчас располагается редакция газеты «Эфир», находилась киноредакция. В нынешней комнате истории стояли проявочные машины.
Зная об этом, в современные кабинеты заходишь с особым ощущением. В воображении рисуется целая фабрика по производству фильмов.
Этапы становления и развития Волгоградского телевидения отражают фотографии на стендах своеобразного музея, которые делали операторы во время съёмок различных оргмероприятий, перечень которых можно обнаружить в сохранившихся до сего времени пожелтевших папках. Теперь этот фотоархив находится в нашем маленьком музее. Листая его страницы, можно проследить всю историю волгоградского телевидения: от начала прямых трансляций в 1958 году с первой отечественной передвижной телевизионной станции, приобретения первых аппаратов видеозаписи в 1965 году до наград ГТРК «Волгоград-ТРВ» на различных престижных конкурсах.
Очень интересны для посетителей музея радиоаппараты, магнитофоны, кинокамеры и многое другое оборудование.
Впрочем, убедиться в этом я решила сама, а в качестве экскурсовода пригласила ветерана телевидения, заслуженного работника культуры Российской Федерации Алексея Сергеевича Дзюбенко. Он руководил радиотелецентром с 1967 по 2002 годы. А начинал с должности рядового инженера и принимал непосредственное участие в строительстве телецентра на Мамаевом кургане.
1956, 1963, 1965… Вся хронология событий, с которых берёт своё начало история ГТРК «Волгоград-ТРВ», собрана на одном из стендов. Что скрыто за этими простыми, как кажется на первый взгляд, цифрами? Многое, но прежде всего люди, чьими руками создавалось телевидение. Впрочем, об этом лучше расскажет сам Алексей Сергеевич:
– В 50-е годы в Советском Союзе стало бурно развиваться телевидение. После войны было построено четыре телецентра: в Москве, Ленинграде, Киеве и Риге. После того, как они были введены в эксплуатацию, в правительстве страны запланировали построить ещё 12 таких телецентров. И один из них в Сталинграде. Первый колышек был забит на Мамаевом кургане в марте 1956 года. Но прежде военные разминировали территорию, потому что здесь, на легендарном Мамаевом кургане, покрытом тысячами осколков от снарядов и мин, лежали или находились в земле неразорвавшиеся снаряды, мины, патроны. Даже во время строительства и уже в ходе эксплуатации телецентра мы неоднократно находили невзорвавшиеся бомбы и ящики с минами. В 1971 году в здании кинокомплекса – там, где работали проявочные машины – во время реконструкции были обнаружены два ящика с минами. Нам всем очень повезло, что они не взорвались.
Возведение телецентра было поручено IV управлению треста «Сталинградстрой», руководителем которого был Рикс Олин, а старшим прорабом Александр Моисеевич Прохожий. На стройке работали около 120 человек. Они трудились день и ночь, старались выполнить задания быстро, чтобы успеть в намеченные сроки. Так, здание, где находились передатчики, было построено за две недели вместо двух месяцев. Можно сказать, что работали не только строители. Помогали коллективы практически всех предприятий города и области, к которым обращались за помощью. Дирекцию строительства телецентра возглавил опытный работник, начальник радиоцентра Валентин Фёдорович Феофанов, работавший на радиоцентре ещё в предвоенные годы, и был в Сталинграде в самые тяжёлые годы битвы на Волге. Вместе со своим братом Михаилом по просьбе руководства Сталинградского фронта и обкома партии провели реконструкцию маломощной радиостанции, предназначенной для партизан, обеспечили связь с Москвой и крымскими партизанами. Выполнение нелёгкой, практически боевой задачи, высоко оценили в правительстве страны. Валентин Фёдорович был награждён орденом Ленина, а его брат – орденом «Знак Почёта». Валентину Фёдоровичу довелось восстанавливать радиоцентр, который во время боевых действий был попросту уничтожен.
Он согласился возглавить дирекцию строительства телецентра при условии, что останется начальником радиоцентра. Главным инженером дирекции строительства был назначен Фёдор Алексеевич Ушаков, который до этого возглавлял строительство радиостанции № 3.
Я после окончания Одесского электротехнического института связи был направлен в Сталинград. Будучи на пятом курсе мы получили темы дипломных работ, связанные с оборудованием, которое предстояло осваивать в будущем на телецентре. В течение двух месяцев я проходил практику в Москве на Шаболовке: телецентра в Останкино тогда ещё не было.
Пока строился телецентр, я работал в радиоцентре, размещённом в Ельшанке, а по выходным ходил смотреть, как идёт строительство на Мамаевом кургане – хотелось побыстрее попасть туда работать.
В декабре 1957 года я оказался в числе монтажников СМУ-305 треста «Радиострой», которое монтировало новенькое оборудование. В это время вместе со мной пришли работать Леонид Шерман, Иван Круглов и Владимир Ершов, Тамара Павлова, Галина Болотина и Августина Стальмахова, которые до этого трудились в радиоцентре.
Строителями и монтажниками было принято обязательство открыть телецентр к 15-летию Сталинградской битвы, и 2 февраля 1958 года была проведена первая пробная передача! Таким образом, в течение двух месяцев был выполнен монтаж оборудования, закончилась настройка оборудования, но творческих работников не было. Московский телецентр направил к нам режиссёра, звукорежиссёра и телеоператора. Вместе с ними прибыла и диктор Центрального телевидения Валентина Леонтьева. Власти города поручили всем фотоателье снять все мероприятия, которые проходили в это время в городе. И 2 февраля в 16 часов состоялся первый выход в эфир первой передачи Сталинградского телецентра. Были приглашены несколько гостей. В их числе защитники Сталинграда известный снайпер Василий Зайцев, Пётр Болото, который возглавлял группу бронебойщиков. Был приглашён и Фёдор Ильченко, участвовавший в пленении командующего немецкой 6-й полевой армии вермахта, генерал-фельдмаршала Фридриха фон Паулюса. Они рассказали о событиях, происходивших на сталинградской земле в 1942-1943 годах. А секретарь Волгоградского обкома КПСС Дмитрий Журавлёв поздравил жителей города-героя с праздником. После этого был дан небольшой киноконцерт.
Мы работали в маленькой студии и очень волновались. Среди нас было только два человека с опытом работы – супруги Всеволод Демьянович и Ида Александровна Мельник, приехавшие трудиться к нам с Ташкентского телецентра.
Первая передача получила большой отклик, хотя телевизоров тогда в городе было ещё очень мало. Люди старшего поколения помнят, что старые ламповые телевизоры настраивались по особой таблице. Готовых к приёму телепрограмм телевизоров в Сталинграде были единицы. В основном аппараты, приобретённые в столице. В магазинах телевизоры были, но купить их без настройки было нельзя, да и настройку осуществить тоже было невозможно, так как не было самого телесигнала. По этой причине в следующие две недели мы демонстрировали в основном кинофильмы и настроечную таблицу, чтобы все жители, купившие телевизоры, могли их настроить.
После первого прогона передачи нам дали время на освоение оборудования. Изредка мы крутили кино. Начальник смены Лидия Марченко вместо диктора за кадром объявляла фильм. Знаменитую киноленту «Чапаев» мы транслировали в месяц три раза и знали её практически покадрово.
Параллельно этому шёл набор сотрудников в штат телецентра. Фёдор Алексеевич Ушаков был назначен первым его начальником. Он формировал штат технических работников. Набирали и творческих сотрудников. Этим занималась инициативная и серьёзная Галина Михайловна Ковалёва, которая пришла к нам из Волгоградского обкома партии. В течение нескольких дней прослушивали кандидатов на должность диктора. Порой случались и казусы.
Одна девушка прочитала текст и рассказала стихотворение, но чувствовала, что её не примут на работу. Тогда она сказала: «А есть ли гитара? Я бы сейчас вам ещё и спела». Мы посмеялись – искали мы будущих дикторов, а не певиц.
К 16 марта небольшой коллектив был сформирован, с этого числа началось регулярное телевещание. Эта дата – 16 марта 1958 года – и считается датой рождения Волгоградского телевидения.
Мы стали работать три раза в неделю до тех пор, пока не перешли на ежедневное вещание. Вплоть до июня продолжалось строительство незавершённых объектов.
Тогда не было электронного монтажа. Художники сами писали тексты, отсутствовали и передвижные камеры. Осенью 1958 года была получена первая передвижная телевизионная станция (ПТС), а уже 9 октября состоялась первая внестудийная передача из Сталинградского цирка. В этом же месяце показали взрыв перемычки на строящейся ГЭС, а через неделю – перекрытие Волги. Для освещения этого события выходили в эфир каждые три часа. Все, кто был свободен от работы, с заворожёнными глазами смотрели эти захватывающие кадры: 150 самосвалов шли один за другим и сбрасывали в воду десятитонные тетраэдры! То, что обычный человек никогда не смог бы увидеть, он увидел с помощью телевидения.
С развитием технической базы росли и люди. В первые годы на телевидении работал Юрий Михайлович Павлов, сначала он работал в кинопроекционной, а потом стал начальником смены, далее – начальником кинокомплекса и заместителем директора. Геннадий Семёнович Рыльцев с должности электромеханика дорос до начальника цеха телевидения. А Анатолий Иванович Усков был электромехаником, работал на ПТС и почти 40 лет возглавлял цех передвижных телевизионных средств. На ПТС работали Владимир Андреевич Фролов, Александр Сергеевич Антонов, Анатолий Петрович Князев и Виталий Васильевич Зотов. Все они полностью отдавали себя работе.
Для передачи программ Центрального телевидения в областные центры из Москвы в 1963 году стали строить радиорелейные линии. Из столицы по временной радиорелейной линии Москва-Ростов-Волгоград была получена первая программа. Это позволило увеличить объём передач и смотреть программы других телестудий страны. Но их можно было смотреть только в радиусе 80-90 км от Волгограда. Жителям области тоже хотелось прикоснуться к чуду XX века телевидению. Нефтяники Жирновска попросили нас установить телевизионный ретранслятор в их городе. Вместе с Борисом Михайловичем Павловым в мае 1960 года мы смонтировали и провели настройку оборудования первого в регионе ретранслятора. Оборудование должно было автоматически включаться и выключаться от сигнала из телецентра. Несколько дней мы мучились, потому что ретранслятор не выключался. Тогда мы решили остаться на ночь, и вдруг на картинке появился Рим, потом Париж. Вот так на практике мы узнали, что значит приём сигнала на сверхдальние расстояния. Связисты Жирновска предложили протянуть линию и выключать передатчик на радиоузле. Таким образом, мы узнавали, что такое телевидение. Не по учебникам, а по реальным событиям.
Потом стали строить ретрансляторы в других областных центрах: Михайловке, Камышине, Котельниково. Были сложности при приёме программ на месте. Всё шло живьём в эфир. Только в 1965 году мы получили первый видеомагнитофон, на который могли записывать некоторые программы. В студии видеозаписи работали Леонид Ильич Шерман, Владимир Васильевич Шорохов, Валерий Григорьевич Подольный, Борис Иванович Ильинец и другие наши коллеги и друзья.
Шло время. Телевидение бурно развивалось. Началось производство теле- и кинофильмов. Председателем телерадиокомитета был в то время Всеволод Петрович Ершов. Благодаря нему создали фильм «Страницы Сталинградской битвы», в основу которого легли архивные документы. Этот фильм стал настоящей реликвией, живой памятью о том, как проходила жестокая битва на Волге. Спустя некоторое время, начали создавать документальные фильмы и фильмы-концерты. Для этих целей и был построен кинокомплекс. Здесь мы не только работали над своими картинами, но и делали копии фильмов из Москвы, которые затем отсылали в другие студии страны. Работали почти круглосуточно.
Позже было принято решение построить ещё и телестудию. И вот к приезду президента США Дуайта Эйзенхауэра начали возводить выставочный павильон в районе площади Возрождения. Поставили каркас, сделали крышу. Но отношения между Россией и Америкой ухудшились, и важный гость не приехал. Всеволод Петрович Ершов предложил перенести павильон на Мамаев курган, рядом с телестудией. Восемь лет строили этот павильон, но зато мы получили такую большую студию (700 квадратных метров), какой не было в других городах!
Построенная радиорелейная линия Москва-Волгоград позволила нам выходить уже на зарубежного телезрителя. Так, 12 апреля 1967 года через космический спутник связи мы успешно провели первую международную передачу на Японию – репортаж с площади Павших борцов. Только на третий день от японцев получили телеграмму о том, что наша программа украсила их эфир.
Для освещения открытия памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в помощь прислали ещё четыре ПТС. В течение двух с половиной часов мы вещали на всю Европу и Америку. Эта передача была признана лучшей в Советском Союзе. С тех пор волгоградских специалистов стали приглашать на мероприятия государственного значения – московскую Олимпиаду-80, Игры доброй воли, фестивали советско-индийской дружбы, и «Красную гвоздику» в Сочи.
А первая передача в цветном изображении была выдана в эфир в мае 1977 года. Памятным для нас стал и следующий год, когда началась регулярная трансляция первой и второй программ Центрального телевидения. В 1980 году, получив новое оборудование (передвижную станцию «Магнолия-80» и студийную аппаратную «Перспектива»), передачи пошли в эфир в цветном изображении в полном объёме.
Большое значение на студии уделяли изучению новой техники, направляли для обмена опытом работы наших специалистов на другие телецентры страны, заводы, выпускающие телевизионную технику. Тесные связи у нас сложилась с Всесоюзным научно-исследовательским институтом телевидения и радиовещания. Настолько тесные, что на базе Волгоградского телецентра испытывали практически всю новую технику. Так мы получили для опытной эксплуатации репортажную телевизионную станцию на базе автомобиля УАЗ, телевизионные камеры для передачи кинофильмов в цветном изображении и другое оборудование.
Внедрение новой техники проводили силами своих специалистов. Широко было развито рационализаторское движение. За все годы работы рационализаторами телецентра было подано 1321 предложений по усовершенствованию техники. Лучшим рационализатором был Александр Лаврентьевич Романов, который за время работы на телевидении подал 47 рационализаторских предложений.
Наш коллектив принимал активное участие во Всесоюзном социалистическом соревновании коллективов радиотелецентров страны. За успехи в социалистическом соревновании в период с 1970 по 1990 год волгоградским телевизионщикам 25 раз присуждалось переходящее Красное знамя Гостелерадио СССР и ЦК профсоюза работников культуры и первое место, 11 раз второе место и четыре раза третье место.
Звание «Заслуженный связист РФ» получили Геннадий Николаевич Лобанов и Михаил Андреевич Лукьянов. Михаил Кузьмич Мохов, Юрий Васильевич Каунов были награждены орденами «Знак Почёта». Наград было множество, в нас ценили самоотверженность и трудолюбие. Во всех делах и начинаниях проявляли инициативу и задавали тон наши ветераны. Наибольший вклад в техническое развитие телецентра внесли Геннадий Лобанов, Михаил Лукьянов, Геннадий Рыльцев, Юрий Павлов, Анатолий Усков, Алексей Гульман, Любовь Зайцева, Валентина Гермолид, Олег Одинцов, Вячеслав Олейников, Лидия Марченко, Юрий Состин, Александр Антонов, Борис Свиридов, Владимир Фролов, Павел Фокин, Виталий Зотов, Борис Ильинец и другие. Десятки имён назвал бы я, но всех не перечислить.
На смену ветеранам пришла молодёжь, заявившая о себе собственным почерком. Всем ветеранам приятно, что эстафету мы передали в надёжные руки. Я благодарен судьбе, что мне посчастливилось работать всю трудовую жизнь на одном предприятии, в коллективе, где всегда царили дружеская атмосфера, взаимовыручка, высокая ответственность за порученное дело.
На Волгоградском телевидении всегда было много гостей. Фотографии некоторых из них можно найти на стендах нашего музея. Космонавты, военачальники, учёные, артисты не только принимали участие в съёмках различных передач, но и встречались с нашим коллективом.
Помню, как в актовом зале мы слушали военачальников Андрея Ивановича Ерёменко, Александра Ильича Родимцева, Ивана Ильича Людникова, защищавших Сталинград во время Великой Отечественной войны. Практически все космонавты побывали у нас в студии и оставили свои записи в музее. Никогда не забуду встречу с защитником Дома Павлова Иваном Афанасьевым. После ранений он плохо видел, профессор Владимир Юрьевич Водовозов сделал ему операцию, и вот мы пригласили его на телевидение. Беседа была интересной.
А однажды к нам приезжал известный учёный и телеведущий Юрий Сенкевич. Мы решили сделать ему необычный подарок на память. Ребята наловили ведро раков и положили их в короб, предварительно сделав там отверстия, чтобы те не задохнулись во время перелёта в Москву. Посадили гостя в самолёт, а он почему-то не отправляется. Командир воздушного судна подбежал к нам и строго спросил: «Это вы провожали Сенкевича?». Оказалось, что раки выдали себя своим шуршанием и были обнаружены испуганной стюардессой, которая подумала, будто в коробе спрятано взрывное устройство.
Работа на телевидении сложная, но интересная. Неслучайно я проработал там 47 лет, 35 из которых директором. Каждого, кто трудился со мной, я помню, и каждому из них искренне благодарен. Мы жили дружно. Не только работали, но и отдыхали всегда вместе.
Ещё много тайн хранит комната истории ГТРК «Волгоград-ТРВ». Каждый пришедший сюда может не просто посмотреть экспонаты, фотографии, видеокамеры, множество призов, собранных с различных фестивалей, но и погрузиться в прошлое Волгоградского телевидения, узнать, с чего же всё начиналось. /Газета «Эфир»/


Добавить комментарий
Комментариев: 0