Случайный вальс Марка Фрадкина
06.08.2010 13:30
Его знаменитые и любимые в народе произведения составляют золотой фонд российской песенной классики.
А годы летят, наши годы, как птицы, летят,
И некогда нам оглянуться назад...
Эти строчки читаешь глазами, а слышишь сердцем. Слышишь, потому что звучат они не просто музыкой поэтического текста, а музыкой Марка Григорьевича Фрадкина – любимого миллионами композитора, на песнях которого выросло не одно поколение поклонников его таланта.
Родился Марк Фрадкин 4 мая 1914 года в Витебске, в семье врачей. Его отец, Григорий Константинович, погиб, когда сыну было 6 лет. Мать, Евгения Мироновна, всю жизнь хранила пожелтевший листок, подписанный Курским губернским комитетом от 25 февраля 1920 года, свидетельствовавший о том, что доктор Фрадкин был расстрелян белыми при их отступлении из Курска. Во время Великой Отечественной войны Евгения Мироновна была расстреляна фашистами, как и многие другие евреи Витебска.
По воспоминаниям самого композитора, после гибели отца он остался предоставлен самому себе, потому что мать много работала. Учился в младших классах он не очень хорошо, из-за угроз учителей оставить его на второй год мать всё время переводила его в другие школы. К седьмому классу в городе не осталось ни одной школы, где бы он не учился, но затем Марк взялся за ум и успешно окончил школу.
В детстве Фрадкин более всего увлекался техникой и после окончания школы он поступил в городской политехникум. Особенно увлекало его развивающаяся в то время кинотехника.
Музыкальный талант будущего композитора проявился далеко не сразу. Инструмента в доме никогда не было, но мальчик научился хорошо подбирать по слуху на стоявшем у знакомых пианино.
После окончания техникума молодой специалист был направлен на крупную швейную фабрику «Знамя индустриализации» инженером по технике безопасности. Там он проработал 2 года, а затем поступил в 3-й Белорусский театр актёром, а в 1934 году приехал в Ленинград, где поступил на второй курс театрального института, там же начались его первые композиторские пробы.
После окончания института Фрадкин работал в Минском ТЮЗе и параллельно учился в консерватории в классе профессора Николая Ильича Аладова.
В 1939 году Фрадкин призывается в армию, в стрелковый полк в Виннице, где он быстро организовывает самодеятельный ансамбль. Во время войны он дирижировал ансамблем Киевского военного округа, с которым ездил по всей стране.
Так, однажды с бригадой артистов приехал в Сталинград, где познакомился с поэтом Евгением Долматовским. Это знакомство подарило нам множество хороших композиций. Очень популярными среди участников Сталинградской битвы были «У нас в Сталинграде», «Колечко» и многие другие.
Когда армия Паулюса была окончательно разгромлена и на этом участке фронта наступила тишина – непривычная, ошеломляющая, поэта и композитора пригласили на заседание Военного совета фронта, вручили им заслуженные боевые награды — ордена Красной Звезды, и попросили познакомить с их новыми песнями, рассказать о творческих планах.
Долматовский поведал Рокоссовскому о задумке - превратить стихотворение «Танцы до утра» в песню. Политуправлением фронта – Сергей Галаджев, знавший раньше это стихотворение, сказал, что должно получиться нечто вроде офицерского вальса.
В ту пору слово «офицер» только приобретало право на существование, только проникало в обиход. Евгению Долматовскому очень понравилось название «Офицерский вальс» для будущей песни.
Рокоссовский сказал, что их следующая встреча с Фрадкиным и Долматовским состоится на новом участке фронта, который будет дан сталинградским войскам. Что это будет за участок, какова его география, командующий фронтом не сказал.
«Мы вышли из избы, в которой размещался Военный совет фронта, и тут же узнали, что надо собираться в дорогу. Ночь застала в пути. Эшелон двигался на север. Мы с Фрадкиным оказались в вагоне Политуправления. Там-то и был написан «Офицерский вальс» - спустя несколько лет вспоминал Евгений Долматовский.
Эшелон шел медленно — от Сталинграда до Ельца суток семь. На всех станциях и полустанках Фрадкин исполнял песню перед бойцами разных эшелонов. Под Ельцом авторы уже слышали свою песню, опередившую их с проскочившим раньше эшелоном. Так и пошел этот вальс кружить по фронтам. А вскоре слово «офицерский» в его названии было заменено на «случайный»– ведь песня была и солдатской.
«Случайный вальс» пели на фронтовых концертах многие артисты. Леонид Утесов записал его на пластинку. С тех пор эта песня в народе оставалась одной из любимых лирических песен военной поры.
Не меньший успех сопутствовал композитору и после войны: «К нам в Саратов», «Ожидание», «Берёзы», «Мы жили по соседству», «За фабричной заставой», «Комсомольцы-добровольцы», «А годы летят», «Прощайте, голуби» и подлинный песенный шедевр «Течёт Волга» имели всенародный успех.
А в 70-е годы появляются новые значимые песни – «За того парня», «Там, за облаками», «Увезу тебя я в тундру», «Морзянка», «Красный конь», «Где мой дом родной?» и др.
Заслуги композитора отмечены Государственной премией (1979) и званием Народный артист СССР (1985).
Скончался Марк Григорьевич 4 апреля 1990 года. /Газета «Эфир»/
|
|
|
|
Комментариев:
0