Железнодорожники Волжской рокады внесли огромный вклад в победу под Сталинградом
Битва на Волге стала переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны. Ещё тогда, в то трудное время, Маршал Советского Союза Георгий Жуков сказал: «Без подвига железнодорожников не было бы победы под Сталинградом».
Подлинный паровоз, крытый вагон, цистерна, универсальная платформа – это, пожалуй, самый крупный экспонат музея-заповедника «Сталинградская битва». Эшелон времен Великой Отечественной был установлен в память о железнодорожниках, которые обеспечили бесперебойное снабжение огромного Сталинградского фронта воинскими подразделениями, военной техникой и горючим.
Татьяна Приказчикова, ведущий научный сотрудник отдела музея-заповедника «Сталинградская битва»: «Как говорил Василий Чуйков, если бы не было речников, 62-я армия погибла бы. То же можно сказать и о железнодорожниках. Потому что это была та артерия, которая подпитывала воюющие войска, снабжала медикаментами, боеприпасами, продовольствием. Цифры поразительны - только с лета 1942 по январь 1943 года к Сталинграду было переправлено более 3 тысяч эшелонов».
Составы шли в Сталинград по Волжской рокаде. Этот железнодорожный путь вдоль линии фронта в спешном порядке начали строить в июле 1942 года. Стройка шла небывалыми темпами. Старейший работник Приволжского отделения железной дороги Иван Малинин хорошо помнит, чего стоил каждый метр этой магистрали. Люди не знали ни сна, ни отдыха, вспоминает ветеран. Нормы рабочего времени были забыты. Когда силы иссякали, строители спали прямо на насыпи. Несмотря на то, что строили в основном киркой да лопатой, невзирая на ежедневные бомбежки, 340 километров пути проложили за 103 дня.
Иван Малинин, ветеран-железнодорожник: «Когда немец почуял, а он уже был недалеко, начал бомбить. Отбомбит – тут же люди возят. Копошатся, снова возводят верхнюю часть полотна – работы не прекращались. Даже не убегал никто, просто прятались кто в яму, кто куда, тут же рядом с дорогой».
Было трудно, почти невозможно, вспоминает Иван Малинин, но благодаря Волжской рокаде пропускная способность в этом направлении выросла почти в 40 раз. Груженые оружием эшелоны шли непрерывным потоком с интервалом в 10 минут. В таких условиях всё зависело от мастерства машинистов и работников станций.
Иван Малинин, ветеран-железнодорожник: «Ювелирнейшая работа. Только внимание, соблюдение скорости. И что характерно, с 22 июля до 19 ноября никакого брака в работе и ни одной аварии».
Прошли годы. Но возведенная в годы войны железнодорожная ветка и по сей день служит людям. Вот и этот паровоз мог бы стать на рельсы. Железнодорожники уверены, железный ветеран и сегодня бы не подвел своего машиниста, как и когда-то на фронтовой дороге. /Автор: В. Гусельникова/
|
|
|
|
Комментариев:
0